Доступная среда ДОУ

О доступности образовательных услуг для инвалидов и детей с ОВЗ

В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №38 » в настоящее время детей инвалидов — 4 человека, детей с ОВЗ  — нет.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.  
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ни чего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» 

Кофи Аннан (1998)


Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.В детском саду организована работа  с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Группы в ДОУ неоднородны. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Целью образования детей с ОВЗ  в МБДОУ является введение в культуру, используя особым образом построенное образование, выделяющее специальные задачи и разделы обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Ориентируясь на современную концепцию коррекционно-развивающего обучения, в структуру коррекционно-педагогического процесса входят следующие блоки: диагностический, физкультурно-оздоровительный, воспитательно-образовательный, коррекционно-развивающий, социально-педагогический. Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи, содержание, которые реализуются с опорой на основные линии развития ребенка: физическое, социально-коммуникативное, познавательное и речевое, художественно-эстетическое развитие.

Всё пребывание ребенка с особыми образовательными потребностями в МБДОУ имеет коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность узких специалистов и воспитателей строится на диагностической основе.

Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка.

Специфика перспективного планирования образовательной работы  для детей с ОВЗ заключается в том, что основой коррекционной работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, а основной принцип организации работы — принцип комплексности (взаимодействие специалистов).

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий;
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
  • организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • оказывает методическую помощь педагогу-дефектологу, воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

На каждого ребенка заведена карта и составлен индивидуальный план работы с учетом возрастных особенностей. Результатом деятельности такой работы — выравнивание уровня ребенка до нормы.

 Музыкальный руководитель:

  • осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
  • Инструктор по физической культуре:
  • осуществляет укрепление здоровья детей;
  • совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал:

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

 

Содержание планирования основано на принципе комплексности и тематического похода к образовательному процессу, определяется синтезом комплексной программы дошкольного образования и специальных коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п. (на каждого воспитанника группы составляется индивидуальный маршрут развития).

Паспорт доступная среда, МБДОУ №38

МБДОУ № 38, фото к паспорту доступная среда

Приложение к паспорту доступности:

Среда ДОУ

 

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.